Выбор экрана ноутбука: Типы матриц - Электронные страницы

Выбор экрана ноутбука: Типы матриц

Часто на экран ноутбука при покупке обращают внимание даже меньше, чем на выбор ОЗУ или жесткого диска. Многим достаточно чтобы экран просто “показывал яркую картинку”. Позднее у многих возникают вопросы:

Почему экран такой тусклый?

А почему так много засветов?

Почему желтый цвет не очень похож на желтый?!

Чтобы не купить ноутбук на экран которого без слез смотреть не возможно, достаточно изучить несколько основных характеристик современных матриц для ноутбуков.

Типы матрицы – TFT TN+film vs TFT IPS

Приобретая ноутбук дешевле 500-600 долларов (40 000 рублей) то с высокой долей вероятности там будет матрица типа TN+film (в дальнейшем просто TN). Это самый простой тип матриц, которому больше 20 лет. Он выигрывает у более современного IPS только по двум параметрам: гораздо более низкая цена и меньшая задержка при смене изображения (не более 10 мс). Такая скорость позволяет выводить больше 100 кадров в секунду, но в остальном эти матрицы уступают.

Углы обзора по вертикали редко превышает 50 градусов, из-за чего при повороте дислпея цвета инвертируются:

Такие матрицы не отличаются высокой контрастностью, которая редко превышает 500:1. Высокая яркость черного цвета (0.5-1 кд/м²) делает его темно-серым. А яркость белого цвета, редко превышающая 200 кд/м², сводит возможность использования ноутбука на улице к невозможности.

Такие матрицы не подойдут для дизайнеров и людей, работающих с графикой – цветовой охват обычно находится на уровне 40-70% от sRGB, то есть при выводе фото или видео с камеры картинка будет иметь ненатуральные цвета. Ухудшают картину ошибки цветопередачи deltaE (это отклонения оттенков от стандарта sRGB) – они зачастую превышают 10 (норма для потребительского устройства), а для цветокоррекции ошибки должны быть не выше 3. Так же сильно скачет цветовая температура – при норме в 6500 кельвинов (белый солнечный свет) она местами может быть выше 10-15 тысяч, когда экран явно отливает голубым. Калибровка таких экранов обычно не спасает – при получение более-менее нормальной цветопередачи яркость снижается, что делает работу с ноутбуком проблематичной даже в помещении.

Яркость в таких матрицах зачастую регулируется с помощью ШИМ (широкоимпульсной модуляции). Говоря простым языком – экран мерцает на любой яркости, ниже максимальной. Данный эффект воспринимается индивидуально – некоторые мерцания не видят, некоторые видят, но глаза утомляются у подавляющего большинства.

В общем вердикт тут прост – по возможности избегать приобретение такой матрицы, а если некуда деваться то понимать, что на таком дисплее можно сидеть в Сети, смотреть фильмы и играть на максимальной яркости подсветки. Для потребления контента он пригоден, для создания – нет.

Матрицы типа IPS

Приобретая ноутбук топового уровня, дороже 1000 долларов (70 000 рублей), следует брать модель только с матрицей IPS. Такой экран будет лишен очень многих недостатков TN – например, даже в самых простеньких IPS углы обзора почти 180 градусов, и лишь незначительно падает яркость.

Регулировка яркости происходит по другому принципу, так что видимого мерцания нет. Контрастность от 600:1 до 1000:1, ошибки deltaE обычно меньше 10, а их колебания от оттенка к оттенку – не значительны, что положительно сказывается на восприятии цветов. Обычно в дорогих игровых моделях ошибки колеблются на уровне 5-7, в моделях для дизайнеров не должны быть выше 3. Покрытие sRGB обычно на уровне 80%, для работы с графикой стоит стремиться к 95-100%.

IPS матрицы для ноутбуков обычно легко поддаются калибровке, а падение яркости даже на 20% не приводит к проблемам при работе в помещении. Уровень черного в матрицах этого типа находится на уровне 0.2 кд/м². Цветовая температура колеблется в диапазоне 6000-8000 кельвинов. Яркость белого цвета зачастую превышает 350 кд/м², что позволяет использовать ноутбук даже на ярком солнце.

К сожалению минусы у таких матриц тоже есть. В первую очередь – это время задержки (20-40 мс), которое с трудом позволяет выводить на экран 60 кадров в секунду, поэтому в играх или в роликах с 60 fps картинка может “мазаться”, а некоторые быстрые детали – теряться. Так что удовлетворяя требования фотографов и дизайнеров, геймерам игр такие ноутбуки подходят не очень.

Клим Вопрошалов по материалам Сети

Добавить комментарий