На маркетплейсах подгорело
Производители систем пожарной безопасности жалуются на контрафакт
Производители систем пожарной безопасности жалуются на контрафактную продукцию на маркетплейсах, в частности датчики дыма и системы оповещения. По данным производителей, с начала года они выявили более 10 тыс. единиц оборудования, у которого нет сертификатов соответствия техническим регламентам. Представители маркетплейсов уверяют, что их критерии проверки достаточны жесткие, а с вступлением в силу закона о платформенной экономике они только ужесточатся.
С начала 2025 года «Консорциум ПОПСБ» (объединяет крупнейших производителей пожарных и охранных IT-систем систем: «Полисервис», «Пожтехника», «Тензор» и «Рубеж») выявил на крупнейших маркетплейсах более 10 тыс. единиц оборудования, в том числе пожарных извещателей, датчиков дыма, датчиков загазованности, в описании которых отсутствует информация о наличии у них сертификатов соответствия техническим регламентам ЕАЭС, рассказал “Ъ” директор по развитию консорциума Михаил Динеев. «Такая ситуация уже создала лазейку для продажи в России контрафактного и некачественного оборудования, которое может нанести вред потребителям»,— утверждает он.
Михаил Динеев добавляет, что для решения этой проблемы отрасль «совместно с регуляторами» прорабатывает две инициативы: законодательно закрепить правила оборота продукции, которая относится к системам безопасности, чтобы продажа такого оборудования была возможна только на доверенных площадках, а также зафиксировать в законодательстве понятие «доверенный маркетплейс», который будет интегрирован с ГИСП (государственная информационная система промышленности), что позволит продавать продукцию, прошедшую всю необходимую сертификацию, а также процедуры подтверждения соответствия. По словам господина Динеева, такой механизм интеграции с ГИСП уже был реализован отраслевым маркетплейсом — Secumarket, что позволяет контролировать наличие сертификатов продукции. В Минпромторге и Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”.
По данным консорциума, объем производства противопожарных систем в РФ на 2024 год составлял 19,5 млн штук при 19,2 млн штук потребности рынка. Ранее “Ъ” сообщал, что производители охранных и пожарных IT-систем считают, что национальный режим в сфере госзакупок не работает и заказчики продолжают закупать иностранные системы, которые дешевле отечественных аналогов.
Представители отечественных маркетплейсов не раскрывают данные об объемах продаж систем пожарной безопасности, но утверждают, что «внимательно следят» за качеством товаров, в том числе пожарных систем. В Ozon обещают провести «дополнительную проверку документов качества у продавцов категории». «Специалисты контроля качества регулярно мониторят витрину с помощью алгоритмов и вручную, оперативно реагируем на жалобы и обращения общественных организаций и регуляторов»,— добавляет представитель Ozon. По его словам, принятый летом закон о платформенной экономике «устанавливает четкие критерии по контролю за соответствием товаров обязательным требованиям для платформ», компания также планирует «полностью адаптировать процессы для исполнения требований» до вступления закона в силу в 2026 году.
В Wildberries говорят, что профильные госорганы предоставляют площадкам «разнообразный функционал для проверки продукции». «И мы используем все их возможные вариации»,— утверждают в компании. Представитель компании добавляет, что после вступления закона о платформенной экономике в силу карточка товара не будет отображаться до тех пор, пока продавец не разместит сертификат соответствия на платформе. «С учетом всех этих факторов мы считаем предложение о необходимости закрепления в законодательстве понятия «доверенный маркетплейс» избыточным, а закон — обеспечивающим сбалансированные условия для игроков рынка и сторон платформенного бизнеса»,— заявил он. В «Мегамаркете» не ответили “Ъ”, в «Яндекс Маркете» отказались от комментариев.
55 миллиардов рублей достиг объем сегмента пожарной автоматики в 2024 году, по данным RUБЕЖ Analytics.
Продажа несертифицированного оборудования повышает риски получения некачественного товара, которое может приводить, например, к ложным срабатываниям, говорит директор технологической практики «ТеДо» Юрий Швыдченко. Однако, по его словам, сертифицированная продукция в большинстве случаев оказывается дороже, хоть и несущественно, «так как включает стоимость процедур, связанных с сертификацией».
