Гильотина рассудит власти и маркетплейсы - Электронные страницы

Гильотина рассудит власти и маркетплейсы

Государство и компании разрешают конфликты платформенной экономики

“Ъ” ознакомился с новой версией законопроекта о платформенной экономике (известен также как «закон о маркетплейсах»). В последней версии власти согласились снять отдельные претензии бизнеса к документу — они касались вопросов, уже решенных в законодательстве: так, с маркетплейсов снимут обязанность отслеживать «маскировку» кадровых сотрудников под самозанятых — этим уже занимается ФНС. Ряд рисков, выявленных как бизнесом, так и при согласовании проекта ведомствами — в основном это конфликты конкурентной политики и принципа свободы договора,— пока в проекте сохраняются. Они будут изучены рабочими группами «регуляторной гильотины», где бизнес и власти представлены на паритетной основе.

Как стало известно “Ъ”, Минэкономики учло предложения бизнеса и направило в правкомиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер, глава аппарата Белого дома Дмитрий Григоренко) доработанный законопроект о платформенной экономике (деятельности маркетплейсов, сервисов заказа еды и такси, поиска исполнителей услуг и т. п.). Сохранив концепцию закона, разработанного по поручению аппарата Белого дома и нацеленного на создание полноценного регулирования в новой отрасли экономики с учетом ее специфики, авторы исключили отдельные спорные положения прежней версии.

Так, из документа убрали обязанность платформ ограничивать принятие заказов самозанятыми, если до того они состояли в трудовых отношениях с пользователями-заказчиками.

Норма проектировалась, чтобы избежать оформления штатных сотрудников самозанятыми, но, как поясняют в Минэкономики, этот «маркер риска» уже мониторит ФНС. Также авторы исключили из текста планы по «закрытию» правительством для платформ и самозанятых возможности работы с отдельными категориями товаров, работ и услуг. Отказались власти и от проведения плановых проверок платформ: как пояснили “Ъ” в аппарате господина Григоренко, маркетплейсы не попадают в высокие категории риска нарушений, для которых такие проверки сохранены после реформы контроля и надзора.

«Мы создаем основу для развития цифровых сервисов и платформенной экономики в целом — и обязательно учитываем мнение бизнеса. В данный момент законопроект проходит обсуждение в отраслевых рабочих группах «регуляторной гильотины»»,— рассказали “Ъ” в аппарате господина Григоренко. Как отмечают в Минэкономики, там будет обсуждаться сохранившаяся часть проблемных вопросов — в рабочих группах «гильотины» компании и регуляторы представлены на паритетной основе (решение не принимается, пока не достигнут компромисс).

Один из таких рисков — делегирование платформам защиты прав правообладателей. Впрочем, в Белом доме полагают, что законопроект не перекладывает ответственность на платформу, так как эти вопросы решает Роспатент. Споры вызывает и вопрос о социальных гарантиях для самозанятых (их отношения с платформами определены как гражданско-правовые, а не трудовые). В Белом доме, впрочем, отмечают, что документ впервые создает правовую защиту для самозанятых на платформах. Есть дискуссия и вокруг защиты малого бизнеса от демпинга крупных игроков (проект запрещает платформе делать категориальные скидки без прямого согласия продавцов, с чем не согласны уже крупные поставщики и платформы). Нет согласия и в вопросе о запрете влиять на поисковую выдачу на платформах — он введен ради честной конкуренции, но может ограничить площадки в разработке рекомендательных технологий. Также участников рынка беспокоит введение минимальных требований к логистике и пунктам выдачи заказов — это затратно, но в правительстве настаивают на создании единых стандартов обслуживания. Волнует рынок и регламентация оформления договоров между маркетплейсами и их партнерами (норма введена для защиты последних от произвольных изменений условий работы — но «покушается» на принцип свободы договора).

В компаниях говорят, что проект учел многие интересы всех участников процесса, но «при сложности такого регулирования ряд вопросов потребует дополнительного внимания»,— об этом заявили вчера в Ozon, отметив, что компания открыта для дискуссий.

В объединенной компании Wildberries и Russ (также участвует в работе над законопроектом) заявили, что новая редакция законопроекта «нуждается в проработке целого ряда норм для баланса интересов» — так, документ «может значительно ограничить возможности продавцов по продвижению товаров и привести к снижению их оборотов». Кроме того, маркетплейс обеспокоен неучтенными нюансами таможенного законодательства и размером штрафов: «Они могут быть несоразмерны нарушениям, и требуется все же рассмотреть дифференциацию размера удержаний в зависимости от степени опасности деяния». По словам главы Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, Минэкономики удалось в достаточной мере проработать поступившие замечания — однако есть и требующие дополнительного внимания. Это — широкие полномочия правительства устанавливать «иные требования» к карточкам товаров и ограничения на периодичность услуг самозанятых для одного заказчика. «Осталась также обязанность актуализировать акты сверки взаиморасчетов не реже раза в месяц, что грозит финансовыми издержками бизнесу,— на наш взгляд, периодичность должна быть квартальной»,— замечает он.

“Ъ” будет следить за развитием событий.

Венера Петрова, Олег Сапожков
Газета «Коммерсантъ» №21 от 06.02.2025

Добавить комментарий