Apple подала иск против Amazon
Apple подала иск против крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon с требованием выплатить компенсацию за использование товарного знака App Store и недобросовестную конкуренцию. С одной стороны, суть претензий очевидна: магазин онлайн-приложений Apple получил название App Store в 2008-м году. Amazon решил использовать тот же торговый знак в 2011-м году для тех же целей — в рамках проекта для разработчиков мобильного программного обеспечения.
С другой стороны, в Amazon сидят не дураки, и они знали, на что шли, у них есть простой и понятный аргумент: app store — буквально переводится на русский язык как «магазин приложений». Так что быстрого завершения разбирательства ждать не стоит. Тем более что параллельно компанию Стива Джобса по тому же поводу атакует Microsoft, заявляя, что словосочетание app store и составляющие его слова — слишком общие для товарного знака, и его регистрация затруднит конкуренцию среди подобных интернет-магазинов.
Интересно, как по-разному ведут себе хайтек-гиганты в связи с одной и той же историей. Microsoft пошла формальным путем, подав заявление в Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США (USPTO). Amazon же, кажется, выбрал стратегию откровенной провокации. Трудно было ожидать от Apple другой реакции на решение конкурента использовать ее товарный знак с собственными маркетинговыми целями.
Превращать в бренды простые слова — нетривиальная задача, но у Джобса это получается. Что говорить: казалось бы, покуситься на самый демократичный в мире фрукт — яблоко — мог только безумец. Теперь же яблоко, apple, уже давно не свободно — ассоциативная цепочка приводит потребителя прямиком в фирменный компьютерный магазин. А в марте представители Apple убедительно показали, что словосочетание App Store ассоциируется у большинства пользователей c онлайн-магазином Apple, а не интернет-магазином приложений в общем смысле слова.
Можно пойти на принцип и потратить уйму денег и времени на бесконечные судебные споры с неочевидным результатом: вспомним процессы Apple Computer против звукозаписывающей фирмы Apple Corps, закончившиеся победой компьютерной компании. А можно потратить эти же деньги и время на то, чтобы противопоставить простым, но сильным решениям Apple свой маркетинговый креатив. Получилось же это когда-то у Microsoft с Windows. Пока же оппоненты Стива Джобса фактически расписываются в том, что сегодня беспомощны перед силой яблочного брендинга.